Летом 1983 года на Тишинской площади в конце Большой Грузинской улицы был сооружен грандиозный монумент "В память 200-летия добровольного присоединения Грузии к России" - дар Грузинской ССР городу Москве215. Автор памятника - известный грузинский скульптор З. К. Церетели, с которым работала группа московских архитекторов во главе с А. М. Половниковым. В работе над архитектурным проектом принимал участие известный поэт и талантливый архитектор Андрей Вознесенский.
В основе архитектурно-скульптурной композиции, общая высота которой составляет 42 метра, - столб сложной формы, составленный из многочисленных металлических (кованая медь) фигурных конструкций, "нанизанных" на крестообразный в плане каркас. Форма этих конструкций напоминает форму букв русского и грузинского алфавитов, переплетенных между собой и слагающихся в слова "мир", "труд", "единство", "братство", "дружба".
Тот же мотив переплетения, тесного соединения доминирует и в венчающей части композиции, образованной огромным венком из пшеничных колосьев и виноградных лоз, отдельные элементы которого позолочены и создают впечатление сияющей на солнце короны.
Образный смысл монумента очевиден - это единство судеб двух народов, духовное родство культур, неразрывность экономических связей, дружба, спаянная совместным трудом.
Постамент, облицованный черным гранитом, окружают 16 3-метровых картушей с цитатами из произведений Ш. Руставели, И. Чавчавадзе, А. Церетели, Н. Николадзе, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака, К. С. Симонова и других грузинских и русских литераторов.
Безусловно представляя собой высотную доминанту целого района, при ближайшем рассмотрении монумент оказывается чрезмерно громоздким, довлеющим своей темной по цвету и подвижной, вибрирующей по контуру массой над крошечным сквером и маленькой площадью, плотно окруженной жилыми домами. Выраженный вертикализм композиции в сочетании с монументальностью формы предполагает широкое открытое окружающее пространство, и в данном случае мы можем видеть, как отсутствие этого пространства значительно снижает общий художественный эффект.
В списке художников, которым, согласно декрету Совнаркома "О памятниках республики", надлежало установить памятники в Москве, первым стоит имя великого живописца Древней Руси Андрея Рублева216. Случилось так, что это решение было осуществлено спустя многие десятилетия - в 1985 году, когда в небольшом скверике у входа на территорию Спасо-Андроникова монастыря, где ныне размещается Музей древнерусского искусства, была установлена бронзовая скульптурная композиция, представляющая иконописца за работой, - дар Союза художников Российской Федерации городу Москве. Авторы памятника - скульптор О. К. Комов и архитектор В. А. Нестеров, при участии архитектора Н. И. Комовой. Выбор места для памятника предопределен исторически: в этом монастыре легендарный художник жил; здесь он расписал стены древнейшего в Москве белокаменного Спасского собора (1425-1427); здесь же, по преданию, был погребен. Расположенный в стенах монастыря музей носит ныне имя Андрея Рублева.
История сохранила мало сведений о жизни этого человека. Неизвестны точные даты рождения и смерти, не дошло до нас и описаний внешности. По сути, единственным источником, на котором может основываться наше представление о личности гениального иконописца, являются его произведения. "Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные", - рассказывает автор составленного в XVII веке "Сказания о святых иконописцах".
Поэтому при работе над образом Рублева скульптор - наш современник, - следуя теории "исторического сходства", использовал художественные приемы, которые в целом можно охарактеризовать как образно-ассоциативные. И чисто изобразительные черты и духовный настрой образа памятника как бы соотнесены с художественной аурой "Троицы" и "Звенигородского чина". Хрупкость и изящество несколько вытянутой по пропорциям, обобщенно трактованной фигуры, мягкость пластической моделировки объема, плавность контуров, утонченное благородство черт лица, задумчивый, как бы обращенный в себя взор придают образу высокую одухотворенность, свойственную творцу, философу, святому217.
В 1980-е годы памятники конкретным выдающимся личностям часто трактуются вне традиционных статуарных канонов - как сюжетные или символико - аллегорические композиции. Один из интересных московских примеров - памятник Рихарду Зорге на улице, носящей его имя (скульптор В. Е. Цигаль, архитектор Л. Н. Павлов).
Динамичная по пластике бронзовая скульптурная фигура представлена как бы выходящей из стены через проем, повторяющий ее очертания. Композиция, показывающая человека, словно проходящего через стену, подсказана особенностями личности изображенного - легендарного разведчика, чье имя, жизнь и профессиональная деятельность до настоящего времени продолжают оставаться окутанными тайной.
Образ, далекий от портретного сходства, безусловно, сложившийся на основе романтических представлений о профессии разведчика, в обилии насаждаемых детективной и мемуарной литературой, проникнут тем не менее подлинным глубоким драматизмом. Его психологической выразительности способствуют чисто изобразительные приемы, примененные скульптором: резкие светотеневые контрасты разорванной плоскости стены; подвижность и неустойчивость позы фигуры, ее собранность, сжатость, как бы пульсирующая нервом внутреннего движения; жесткость пластической моделировки объема, пронзительная ломкость контура.
Низкий постамент и соразмерный человеку масштаб фигуры делают зрителя, словно причастным таинству подвига "бойцов невидимого фронта". Степень образного обобщения такова, что памятник конкретному лицу в данном случае можно толковать как глобальный символ.
Открытие памятника состоялось 7 мая 1985 года, будучи приурочено
к 40-летию Победы.