По существу, Манеж является первым в Москве монументальным мемориалом Отечественной войны 1812 года. Это огромное, прямоугольное в плане здание, опоясанное величественной и строгой колоннадой дорического ордера, зрительно кажется легким и светлым благодаря изящной аркаде на пилонах, перекрывающей оконные проемы, строгой изысканности декора и оригинальному и смелому инженерному решению перекрытий. Манеж был построен по проекту А. А. Бетанкура инженером Л. Л. Карбонье; в 1823-1824 годах инженер Р. Р. Бауса перекрыл огромное (почти 45 метров) пространство здания деревянными стропильными фермами. При этом дорические колонны фасадов стали играть конструктивную роль контрфорсов. Большие поля фронтонов были оставлены свободными от декора, что придает образу сооружения особую строгую величественность. Рельефы с воинскими атрибутами, выполненные по эскизам О. И. Бове, украшают метопы классического фриза.
Великое потрясение Отечественной войны дало естественный толчок появлению в обществе интереса к событиям национального прошлого, героическим страницам истории Русского государства, в которых уже раскрывалась красота, духовная сила и благородство русского народа в его едином, несословном понимании.
Неудивительно, что некую высшую закономерность видели в совпадении событий Отечественной войны 1812 года с 200-летием героической борьбы с польско-шведскими интервентами в 1612 году, когда, пожалуй, впервые русское общество испытало силу патриотического единения и впервые под руководством нижегородского старосты Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского поднялась "дубина народной войны". "В то злосчастное время, когда вероломные поляки вторглись в пределы Российского государства и даже завладели самим Кремлем, когда все старания освободить страну от этого позорного ига оставались тщетными и все силы были скованы успехами иноземных насильников, тогда Козьма Минин возымел великое намерение спасти Отечество на самом краю гибели. Он преодолел все препятствия, пожертвовал всем своим достоянием на общее благо, могучим призывом своего сердца поднял упавший дух своих сограждан, с живостью изобразил им бедствия Отечества и своим неотразимым примером воспламенил во всех мужественную жажду освобождения. Быстро стали стекаться пожертвования, все охотно жертвовали всем, вплоть до одежды, чтобы только поскорее противопоставить наглому врагу свое войско. Тогда снова подняла свою голову поникшая Русь, сыны ее проснулись после долгого оцепенения, со всех сторон стали собираться воины, чтобы пасть славной смертью за Отечество, и во главе этого бесстрашного воинства Минин поставил Пожарского..."19
Идея отметить двухсотлетие освободительной войны 1612 года созданием монумента Минину и Пожарскому впервые появилась еще в 1803 году. Ее подал один из членов Вольного общества любителей словесности, наук и художеств Василий Попугаев. Не вызвав никакой реакции в правительстве, она тем не менее нашла отклик в русском обществе. Уже известный в то время скульптор И. П. Мартос по своей инициативе создал модель памятника и представил ее на выставке в Академии художеств. Однако официальное решение о памятнике было принято лишь в 1808 году, по ходатайству земляков Минина - нижегородцев, собравших деньги по народной подписке. В конкурсе на лучший проект памятника, предназначавшегося для Нижнего Новгорода, участвовали знаменитые русские скульпторы - В. И. Демут-Малиновский, С. С. Пименов, И. П. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, однако лучшей, по справедливости, была признана работа Мартоса.
Мартос смог доказать, что лучшее место для памятника - Москва, где развивались основные события 1612 года, а не Нижний Новгород20, сумел также выбрать и отстоять наиболее выигрышную для обозрения точку размещения памятника на Красной площади - против Кремля около Торговых рядов (хотя Александр 1 считал, что памятник должен быть установлен спиной к Кремлю посередине площади)21.
Работа над памятником была прервана войной и впоследствии получила новое направление: основная идея монумента в ходе развивающихся исторических событий приобрела актуальность и современное общественно-политическое звучание, а личные впечатления скульптора дополнили его представление о создаваемых образах.
Памятник Минину и Пожарскому представляет
собой двухфигурную скульптурную группу, помещенную на строгом гранитном пьедестале
прямоугольной формы, несущем с двух сторон бронзовые сюжетные рельефы. Изображен
момент, когда Козьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает Дмитрию Пожарскому
старинный меч и призывает его встать во
главе русского войска и спасти Отечество. Опираясь на щит, раненый воевода приподнимается
со своего ложа. Эта несложная сюжетная завязка отнюдь не упрощает идейное содержание
памятника. За ней ясно прочитывается его ключевая мысль - о пробуждении в трудные
времена народного, национального самосознания. Это был не только первый скульптурный
монумент в Москве, но и первый в русском монументальном искусстве памятник человеку
из народа.