Архитектурно-образное решение собора Донского монастыря оказалось настолько удачным, что послужило прототипом аналогичных построек более позднего времени, например. Казанского собора (во имя Казанской Божией Матери) на Красной площади (1612-1625)- храма-памятника освободительной войне 1611- 1612 годов12. В XVII веке в Москве было возведено в общей сложности около 300 "огненных" храмов - явление, уникальное в градостроительстве.
Эпоха петровских преобразований поставила перед русскими зодчими ряд новых задач, наиболее важной и сложной из которых была разработка совершенно нового типа сооружений - светских общественных зданий. Первые постройки такого назначения возникают уже в конце XVII века. Показательно, что в это время гражданское здание стремится по масштабу, рисунку композиции, красоте внешнего убранства сравняться с храмом, и значение его в городе столь велико, что оно удостаивается, наравне с храмом, функций мемориала.
Ярким примером являются Сретенские ворота Земляного города, обычно называвшиеся Сухаревой башней. Это величественное здание было сооружено по распоряжению Петра 1 в 1692 - 1695 годах в память Сухарева полка, оставшегося верным ему во время стрелецкого бунта13. Топографически отмечавшее один из въездов в город, оно представляло собой трехчастную композицию, состоявшую из собственно ворот - многопролетного арочного въезда, двух ярусов палат над воротами и башни восьмигранной формы, увенчанной шатром. Нижний ярус палат был обнесен открытой галереей, на которую вела двухпролетная лестница. Она же соединяла палаты с резервуарами для специально подведенной из Мытищ воды.
Первоначально башня использовалась как помещение для гарнизона, хотя специального оборонного назначения не имела; но уже вскоре - в 1698-1701 годах - Петр распорядился перестроить ее для размещения "математической и навигацкой школы".
Внешний облик здания свидетельствует о напряженном поиске зодчим Михаилом Чоглоковым нового архитектурного образа, соответствующего светскому предназначению. И, несмотря на то, что по форме и убранству оно выглядит эклектичным, вызывая ассоциации и с западноевропейскими ратушами, и с шатровыми церквами XVI века, и с кремлевскими башнями, и с традиционно московскими храмами на высоком подклете, и с жилыми палатами нарышкинского барокко, - обилие белокаменного декора на фоне красного кирпича стен, контраст мощного кубического объема и стройной вертикали башни, величественность аркады и лестницы придают ему очень торжественный характер и неповторимое своеобразие, неизменно присущие зданию-памятнику. Долгое время башня, имевшая во втором ярусе обсерваторию, в третьем - часы, в четвертом - колокольню и увенчанная на шпиле государственным гербом, была одной из высотных доминант Москвы.
На примере Сухаревой башни видно,
что форма ворот в типологии общественных, и в частности мемориальных, сооружений,
появившаяся в античности (древнеримские триумфальные арки) и бытовавшая издревле
на Руси (надвратные церкви), охотно была принята на вооружение зодчими петровского
времени. Триумфальные ворота - одно- или трехпролетная арка, украшенная рельефами
геральдической или военной тематики, картушами, венками, гирляндами и лентами,
- стали неотъемлемой частью праздничного убранства города в дни торжественных
церемоний встречи победоносных войск, приветствия почетных гостей, коронации
и т. п., непременно включавших в себя многолюдное ритуальное шествие. Эти сооружения
по большей части выполнялись из дерева и носили характер временной декорации.
Упоминания о них встречаются на протяжении XVIII столетия часто; так были отмечены
блестящие победы русского оружия - взятие Азова (1696), закладка Петербурга
(1703), разгром шведов под Полтавой (1709), окончание Северной войны (1721),
разгром турок (Кючук-Кайнарджийский мир, 1773); сразу несколько триумфальных
ворот, очень пышно декорированных, было сооружено в 1742 году к коронации императрицы
Елизаветы Петровны14.