Памятник Александру III постигла печальная судьба многих монументов такого рода - в 1918 году он был уничтожен. (Пьедестал монумента был сохранен в качестве закладного камня памятника "Освобожденный труд", который так и не был построен.)
Жестокая историческая несправедливость заключается в том, что после октябрьской революции многие памятники были уничтожены не только и не столько по идейным соображениям, сколько с целью освободить место для новых, революционных монументов (наиболее показательна в этом смысле история храма Христа Спасителя, на месте которого предполагалось возвести грандиозный Дворец Советов).
Такова, к великому сожалению, и судьба памятника легендарному герою русско-турецкой войны, популярному в России боевому генералу М. Д. Скобелеву, установленного на маленькой площади напротив здания резиденции московского генерал-губернатора в 1912 году.
Памятник решено было соорудить в связи с 25-летием смерти генерала на добровольные пожертвования, собранные по всей стране. На объявленный в 1910 году конкурс было представлено 27 проектов, из которых жюри выбрало работу любителя - отставного подполковника П. А. Самонова.
Композиция монумента впечатляла своим многообразием и масштабами. Мощный постамент в виде крепостного бастиона из серого гранита хорошо сочетался в ансамбле площади со зданием Тверской полицейской части с его ампирными колоннадами61. Конная статуя генерала с обнаженной шашкой в руке, пропорционально плохо соразмеренная с постаментом, слишком мелкая и дробная по контурам, подкупала при этом своей необычайной экспрессивностью. Ее дополняли скульптурные группы (справа - эпизод защиты знамени, слева - атака) - многофигурные, тщательно вылепленные, но ходульные по движениям и позам (сказывался недостаток профессионализма скульптора), а также одиннадцать бронзовых барельефов батальной тематики в нишах постамента.
Совершенно в духе конца XIX века памятник этот грешил многословием, излишней иллюстративностью. Традиционно на постаменте был начертан длинный текст приказа Скобелева, данного им в 1877 году под Плевной: "Напоминаю войскам, что скоро и нам может предстоять боевое крещение: прошу всех об этом знать и крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, чего требуют от нас долг, присяга и честь имени русского".
Образ генерала Скобелева к моменту создания памятника имел уже в русском искусстве свою иконографию; безусловно, композиция Самонова родилась под влиянием верещагинского полотна "Скобелев под Шипкой" (1877-1878, ГТГ). Пластическая задача запечатлеть всадника в бешеном порыве атаки, чрезвычайно сложная и для профессионального скульптора, дилетанту оказалась не по силам: скульптура получилась какой-то искусственно застылой, "высушенной", макетной.
Вместе с тем нельзя отрицать, что в памятнике этом присутствовала искренность образа, являвшаяся, кстати, основным достоинством многих памятников революционной поры.
В 1918 году монумент был снесен, чтобы уступить место обелиску первой Советской Конституции; сыграло свою роль место - площадь напротив здания Моссовета, вблизи от Кремля, на центральной улице Москвы.
Необычайно живой и выразительный по пластике скульптурный бюст выдающегося русского ученого-лесовода М. К. Турского пополнил в 1912 году перечень памятников деятелям отечественной науки и культуры.
Он создан П. В. Дзюбановым в традиционной типологии надгробного памятника-бюста, строгий, вытянутый по вертикали прямоугольный постамент которого оживлен бронзовым барельефом, изображающим старца и мальчика, сажающих дерево, как бы символ лесного богатства страны.
Собственно портрет, помимо внешнего сходства, несет в себе совершенно особое образное содержание. Мощный разворот плеч, крепко посаженная голова, огромная густая борода, кряжистые руки придают облику могучего, сильного, умного и доброго человека сходство со старым деревом, глубоко уходящим корнями в родную землю, из нее черпающим природную силу.
Памятник сооружен на углу очень зеленых улиц - Тимирязевской и Прянишникова, рядом со старинным двухэтажным зданием, где с 1878 года находился "Лесной кабинет" (ныне - кафедра лесоводства Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева). "М. К.Турскому. 1840-1899"; "Славному сеятелю на ниве лесной - лесная Россия" - гласят надписи.
Знаменательные исторические даты иногда служили поводом для разного рода градостроительных мероприятий, не связанных прямо с сооружением мемориальных объектов.
Так, к 100-летию Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения в 1909-1912 годах был заново отстроен в камне Бородинский мост через Москву-реку, соединяющий Смоленскую и Большую Дорогомиловскую улицы62. Авторами проекта были инженер Н. И. Осколков и архитектор Р. И. Клейн, знаменитый своими постройками в неоклассическом стиле (например, здание Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
В архитектурное оформление моста
с большим композиционным мастерством и очень корректно введены мемориальные
элементы, которые, великолепно дополняя архитектуру инженерного сооружения,
в то же время существуют совершенно автономно и выполняют функцию памятных знаков.
На береговых пролетах со стороны Большой Дорогомиловской улицы сооружено два
обелиска в честь Бородинского сражения с мемориальными досками, на которых начертаны
имена выдающихся военачальников и прославленных партизан Отечественной войны
1812 года. С противоположной стороны мост фланкируют свободные полукруглые колоннады
ионического ордера, украшенные военными атрибутами63.