1924 год- год постройки первого памятника В. И.Ленину, Мавзолея на Красной площади, положил начало целому огромному тематическому направлению советской скульптуры - Лениниане.
С возведения Мавзолея началось формирование мемориального ансамбля - "некрополя вождей" на Красной площади86.
Строительство памятника по проекту А. В. Щусева продолжалось (с перестройками) до 1930 года87.
Основная идея проекта заключалась в стремлении придать Мавзолею, то есть мемориальному сооружению, функциональный характер, что должно было способствовать постоянному оживлению памяти о вожде. Конструктивно это выразилось в сочетании усыпальницы с трибуной.
Вторая важнейшая идея, осуществление которой представляло собой сложную стилистическую проблему, - это органичное включение современного сооружения в исторически сложившийся ансамбль древней площади.
Для творчества Щусева вообще чрезвычайно характерно активное использование традиционных архитектурных форм, как классических европейских, так и национальных. Внешний облик Мавзолея был в основе определен архитектурой кремлевских стен и башен. Традиции древнерусского зодчества подсказали автору ярусную, пирамидально-ступенчатую композицию: прямоугольный объем, составляющий как бы основание сооружения и достигающий трех метров высоты, увенчан ступенчатой пирамидой, которая несет завершающую, также уступчатую часть, опирающуюся на невысокие колонки. Два ризалита по сторонам входа вторят ступенчатой формой парапетов общему силуэту.
При этом проект Мавзолея не нес в себе никаких элементов стилизаторства; жесткий геометризм и пропорциональная выверенность в сочетании кубических объемов указывают на то, что архитектор работал в русле современного ему стиля конструктивизма. Несмотря на небольшие размеры, Мавзолей не теряется в ансамбле площади, но, напротив, поражает своей монументальностью. Этому способствует облицовка квадрами темно - красного полированного гранита с траурным поясом из черного Лабрадора создающая впечатление монолитности каменной глыбы. Кроме того, Мавзолей поставлен по оси Сенатской башни на самой высокой точке Красной площади88.
Убранство траурного зала просто и лаконично: перекрытие ступенями поднимается к центральному плафону; стены, облицованные серым и черным Лабрадором, расчленены тонкими пилястрами из красного порфира; цоколь саркофага обрамлен бронзовыми барельефами с изображением склоненных знамен, венков и государственного герба89, бронзовые знамена украшают стены под сводом и цоколь зала. При входе, на стене - герб Советского Союза, выполненный И. Д. Шадром в 1930 году.
Строгая величественность облика Мавзолея отвечала двум задачам - траурной ритуальной и торжественной, неся в себе, наряду с идеей поклонения усопшему, идею торжества духа над смертью.
Мавзолей - не только выдающийся памятник архитектуры советского периода, но и яркий образец искусства "тоталитаризма", не столько по стилю - в нем нет грандиозной помпезности и изобилия декоративности, свойственных "тоталитарной" архитектуре, сколько по идейной направленности. Желание найти новую форму увековечения и возвеличения личности вождя, наряду с отрицанием религии как носительницы ритуальной традиции, привели к отходу от христианского опыта. Ведь по сути помещение забальзамированного тела в мавзолее - языческий обычай, содержащий в себе элементы идолопоклонения и уже тысячелетия назад ушедший в прошлое. Недаром ленинский Мавзолей часто вызывал у исследователей ассоциации со скифским курганом, египетской пирамидой, усыпальницами древних римлян.
После смерти В. И. Ленина памятники ему стали возникать почти ежегодно90. Основную массу составляли не государственные монументы, но скромные, небольшого размера скульптуры, бюсты, мемориальные доски, сооружавшиеся на средства трудовых коллективов повсеместно - во дворах и на улицах, в местах, тесно связанных и совсем не связанных с жизнью и революционной деятельностью Ленина. Многие из них впоследствии снимались, разрушались, на их месте появлялись новые... В этой огромной массе выделим произведения, художественно значительные и интересные по своей истории.
Один из первых примеров - памятник на территории Московского локомотивного депо Октябрьской железной дороги. Бронзовая фигура вождя возвышается на необычном постаменте: он сложен из разных железнодорожных деталей- шестерней, металлических труб, колесных пар, отдельных частей от вагонов и паровозов. В основании памятника укреплена металлическая плита с надписью: "Воздвигнут рабочими паровозных и вагонных мастерских 5-го участка тяги Ок. ж. д. 5.XI - 1925 г.".
Скульптор И. А. Менделевич исполнил фигуру В. И. Ленина в традиционной реалистической манере. Однако ее масштаб и поза (левой рукой она опирается на низкую колоннообразную) подставку) были рассчитаны на установку скульптуры в помещении (она первоначально стояла в вестибюле вокзала). Естественно, на очень высоком, к тому же импровизированном постаменте фигура выглядит игрушечной и воспринимается лишь со значительного расстояния.
Окончание Гражданской войны, восстановление народного хозяйства, стабилизация общественной жизни в конце 1920-х годов, безусловно, способствовали развитию монументального искусства. Смогли реализоваться монументальные проекты, появившиеся еще до революции; продолжал осуществляться ленинский план монументальной пропаганды,
В первые послереволюционные годы поиски нового художественного стиля, с одной стороны, как бы по инерции продолжались в направлениях, заданных еще в начале века (модерн, и в более широком смысле - стилизаторство, импрессионизм, кубизм); с другой - шли по пути заведомого отрицания всего предшествующего опыта, за исключением архаических основ и наивности примитива; при этом конечная цель представлялась смутно, как задача рождения некоей принципиально новой, неведомой человечеству формы, выражающей революционную идею, которая так и не была до конца понята ни в положительном (созидательном), ни в отрицательном (разрушительном) аспекте. Прошедшее после революции десятилетие показало насущную необходимость объединения творческих сил для выработки единых художественных принципов - новый стиль жизни диктовал новые художественные задачи, главной из которых было "выявить в художественных образах смысл современности"91, "показать лицо нового человека - творца и героя великого социального переворота, показать всю мощь и значительность его будничной работы, радость его праздников, вскрыть диалектику борьбы за новый коммунистический строй общества"92.
В 1926 году было учреждено Общество русских скульпторов (ОРС), в 1926-1928 годах сложилась скульптурная секция АХРР - Ассоциации художников революционной России. Это были организации, объединившие приверженцев реализма. Многие, если не все вступившие в них художники прошли "путь, типический в основном для большинства, от импрессионизма через искания экспрессионистической выразительности в прошлом вплоть до примитива, а иногда и через кубизм, к строгой реалистической и монументальной форме, наиболее, по-видимому, созвучной нашим дням"93.
У нас еще будут поводы поговорить о реализме советской скульптуры. Здесь же
заметим, что выбор реалистического направления был для того времени естественным
и единственно верным. Этот стиль отвечал важнейшей задаче приблизить искусство
к массовому зрителю.