Большая, объемная и несколько непропорциональная фигура не слишком удачно соотносилась с невысоким гранитным постаментом, имевшим форму усеченного параллелепипеда. Однако в целом памятник производил монументальное впечатление, особенно если учесть, что приблизиться к нему можно было лишь поднявшись по гранитным ступеням на довольно обширную площадку-подиум, смыкающуюся с массивом древней стены.
Авторы памятника - скульптор Р. Е. Амбарцумян и архитектор Б. И. Тхор.
11 декабря 1978 года был открыт один из наиболее оригинальных по форме и романтичных по образному содержанию московских памятников, посвященный легендарной клятве А. И. Герцена и Н. П. Огарева на Воробьевых горах195.
"Садилось солнце, купола блестели, город стлался на необозримое пространство под горой, свежий ветерок подувал на нас, постояли мы, постояли, оперлись друг на друга и, вдруг, обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу... Мы не знали всей силы того, с чем вступали в бой, но бой приняли"196.
Так спустя много лет вспоминал в своей книге "Былое и думы" А. И. Герцен о незабываемом дне своей юности, когда он вместе с другом дал клятву не щадить сил в борьбе с деспотизмом. Этой юношеской клятве они были верны всю жизнь. Памятный знак, установленный на склоне горы, недалеко от знаменитой смотровой площадки, выполнен в виде вертикального двухчастного пилона, напоминающего два хрупких деревца пробивающихся к солнцу. По замыслу авторов, этот образ символизирует дружбу двух молодых людей. Сложенный из фигурных гранитных блоков пилон расширен кверху и увенчан двумя светильниками - символическими олицетворениями "Полярной звезды" и "Колокола" - двух "детищ" Герцена и Огарева.
За пилоном поднимается полукруглая подпорная стенка, облицованная серым гранитом с бронзовыми портретными барельефами Герцена и Огарева, обращенными друг к другу. К овальной каменной площадке, на которой стоит пилон, ведут низкие ступени.
Словно врезанный в холм, гармонирующий по форме с каждым деревом, памятник очень органично вписан в окружающий живописный пейзаж Воробьевых гор.
Изящная вертикаль, овал, полукруг, мягкие кривые, составляющие рисунок архитектурно-декоративной формы, создают на первый взгляд абстрактно-символический образ, который, благодаря портретам, помещенным на стенке и высеченной на камне надписи, гласящей: "Здесь, в 1827 г. юноши А. Герцен и Н. Огарев, ставшие великими революционерами-демократами, дали клятву, не щадя жизни бороться с самодержавием", становится исторически конкретным.
Памятник на Воробьевых горах, бесспорно, уникален в своем роде. Он увековечивает не только один из самых романтических эпизодов в истории русского революционно-демократического движения, но и такие глобальные по значению общечеловеческие понятия, как верность дружбе, святость клятвы, величие высокого долга.
Авторы памятника - скульптор М. А. Шмаков, архитекторы Ю. В. Ильин-Адаев и Р. Г. Кананин.
В типологии памятника-бюста неординарные художественные решения чаще всего определяются композицией памятника в целом, взаимосвязью скульптурной части и постамента.
В памятнике-бюсте Н. М. Шверника197 (скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор Г. Г. Исакович) удачно найдено пропорциональное и пластическое соотношение строгой прямоугольной вертикали высокого постамента и портретной головы, как бы вырастающей из геометрической формы каменного блока, обработанного скульптором.
В нижней части постамента с правой стороны вмонтирован блок с рельефной надписью. Весь памятник (постамент, бюст, площадка) выполнен из одного материала - розового полированного гранита. Такое хроматическое единство композиции способствует зрительному впечатлению единого художественного целого.
В 1970-е годы наиболее популярным продолжал оставаться тип мемориальной доски с портретным барельефом, выполнявшейся преимущественно целиком из одного материала: И.С.Коневу (1978, скульптор А.А.Бичуков, архитектор П. С. Добровольский), П.К.Анохину (1978, скульптор В.И.Федорин), Н. Н. Бурденко (1977, скульптор В. М. Кураев, архитектор Ю.Н.Воскресенский), Н. И. Вавилову (1971, скульптор Г, А. Огнев), А.А.Вишневскому (1979, скульптор А.Н.Загорбе-нин, архитектор Э. М. Барклай), Б. Е. Вотчалу (1977, архитектор И. А. Шадрин), Н. И. Конраду (1972, скульптор Н. Н, Шмидт, архитектор А. А. Усачев), Э. Т. Кренкелю (1973, скульптор В.Н. Одиноков), А. И. Лактионову (1976, скульптор А. Н. Филиппова, архитектор А. Н. Душкин), Б. А. Сахарову (1976, скульптор Н. Н. Шмидт, архитектор С. П. Дмитренко), И. М. Сеченову (1979, скульпторы Л. Ф. Кулакова, В. И. Федорин), К. И. Скрябину (1977, скульптор М. А. Делов, архитектор Г. И. Гаврилов), А. Н. Туполеву (1975, скульптор В. Е. Матросов, архитектор С. И. Кулев), А. С. Пушкину в Воротниковском переулке (1979, скульптор А. М, Ненашева, архитектор П. Ю. Андреев), Е. В. Вучетичу (1977, скульптор В. Е. Матросов, архитектор В. А. Климов), Б. В. Иогансону (1977, скульптор И. А. Иогансон, архитекторы И. Г. Кадина и Ю. П. Жернаков), П. А. Федотову (1974, скульптор В. М. Акимушкина, архитектор М. М. Галан), А. В. Александрову (1979, скульптор В. В. Глебов, архитектор А. Ф. Ануфриев), М. Ф. Астангову (1974, скульптор И. М. Рукавишников, архитектор Н. Н. Миловидов), Е. Б. Вахтангову (1971, скульптор П. Е. Шапиро, архитектор С. Е. Вахтангов), М. Н. Кедрову (1973, скульптор В. В. Александрова, архитектор Д. С. Витухин), Б. Н. Ливанову (1973, скульптор И. В. Васильев, архитектор Ю. Н. Воскресенский), Н. Д. Мордвинову (1977, скульптор Л. В. Тазьба, архитектор И. А. Покровский), В. И. Мурадели (1972, скульптор Н. Е. Саркисов), Д. Ф. Ойстраху (1978, скульптор Г. П. Левицкая, архитектор Е. И. Кутырев), А. К. Тарасовой (1975, скульптор А. М. Ненашева, архитектор Г. Н. Миронов), И. А. Пырьеву (1976, скульптор В.В.Воробчук, архитектор В. В. Орлов), Б. В. Щукину (1972, скульптор Н. Б. Никогосян, архитектор В. Я. Поздняков).
Среди большого количества мемориальных досок этого типа встречаются совершенно оригинальные решения, например, доски: М. Е. Кольцову, с портретом на фоне стилизованных газетных полос (1972, скульптор А. Д. Казачок, архитекторы Г. Н. Миронов и Н. В. Пелевина), М. Светлову, с врезанным контуром профиля (1974, скульптор В. Е. Цигаль, архитектор Ю. Е, Гальперин), Н. П. Охлопкову, также с врезанным профилем (1973, скульптор Л. В. Тазьба, архитектор И. А. Покровский).
Большой интерес, несомненно, представляют композиционно и сюжетно
обогащенные варианты с поясным портретом. Это доски: Г. Д. Гаю (1971,
скульптор В.М.Клыков, архитектор Е. М. Сорин), С. А. Лавочкину (1975,
скульптор В. Б. Шелов, архитекторы И. Г. Кадина и Ю. П. Жернаков), А. Т.
Твардовскому (1977, скульптор Т. И. Каленкова, архитектор С. А. Захаров),
Б.А.Бабочкину (1979, скульптор О.К.Комов, архитектор Н. И. Комова), В.
Н. Пашенной (1976, скульптор А. М. Ненашева, архитектор А. Н. Котырев),
Д. Д. Шостаковичу (1977, скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор Л. Г. Голубовский).