В Москве есть также Славянский бульвар, наименованный в 1966 году в честь братских славянских народов.
239 Собственно, такую же тенденцию мы отмечали в только что рассмотренной композиции В. Сидура.
240 Терраса - много более ранняя. На ней размещалась районная Доска почета.
241 На доме № 6 по улице Спиридоновке установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме в 1904 году жил русский поэт Александр Блок" (1987, архитектор Ю. Ф. Зобенко).
242 В древности одиночные, свободно стоящие колонны отмечали границы владений и расстояния на дорогах, места знаменательных событий, например - победоносных сражений; имели культовую функцию - несли на себе статуи богов, гениев - покровителей.
Идея пограничного столба постепенно приобрела значение границы между миром мертвых и миром живых; колонну стали украшать вотивные (жертвенные) изображения, вазы, символизирующие погребальную урну, скульптурные фигуры умерших. Памятник на цилиндрическом постаменте - отголосок именно этой традиции.
Однако в этом аспекте в конечном итоге возобладала идея не памяти, но триумфа (например, триумфа полководца, императора). Тогда же появились "триумфальные" колонны с изображением Ники (в Древнем Риме - Виктории, богини Победы). С появлением христианства идея триумфа получила теологическую окраску: колонна увенчивается крестом, фигурой святого. Девы Марии. Подробнее см.: Бринкман А. Э. Площадь и монумент как проблема художественной формы. М., 1935; Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939; Ротач А. А., Чеканова О. А. Монферран. Л., 1979; Турчин В. С. Указ. соч; Головин В. П. Статуя на колонне: от монумента Траяна до "Александрийского столпа" // Страницы истории западноевропейской скульптуры: Сборник научных статей памяти Ж. А. Мацулевич (1890-1973). Спб., 1993. С. 43-61.
С "возрождением античности" возродилась и античная идея "триумфальной" колонны. Ее особенно полюбили в XVIII - первой половине XIX столетия. Мы уже знаем два московских примера - в Кускове и в усадьбе Закревского.
243 "Из колонн одни были те, которыми пользовались обычно в зданиях, другие были по размерам вовсе непригодные для зданий: они были придуманы только для памяти и увековечивания людей в потомстве... Их части таковы: вместо цоколя и плинта - поднимающиеся от самой земли ступеньки. На них стоит четырехугольный пьедестал, на нем, в свою очередь, высится другой, поменьше первого. Затем идет базис колонны, затем самая колонна, на ней капитель, наконец статуя, стоящая на пьедестале". При это Альберти указывает, что высота колонны равняется семи диаметрам ствола, а размер статуи соответствует одной трети этой высоты.
См.: Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М., 1935. Т. 1. С. 270.
245 Колонна имеет высоту 27 метров, статуя - 4 метра. Ср.: положение в городской среде Вандомской (Париж) и Александровской (Санкт-Петербург) колонн.
246 "Первая очередь" комплекса - Музей Великой Отечественной войны- была открыта годом раньше, 9 мая 1994 года. Его проектирование и строительство имеют долгую и драматическую историю. Она началась в сентябре 1942 года, когда было принято первое постановление СНК о сооружении памятника Победы.
Первый открытый конкурс на лучший проект был проведен только в 1955 году к 10-летию Победы. На него было представлено 157 проектов, однако лучший так и не был выбран.
В новом конкурсе, проводившемся в 1980 году, победил авторский коллектив скульптора Н. В. Томского и архитектора А. Т. Полянского (проект под девизом "Народ-победитель"). В 1983 году вышло постановление Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР о сооружении памятника Победы на Поклонной горе. Строительство было начато в 1984 году. Предполагалось, что комплекс будет состоять из музея Победы (А. Т. Полянский), главного монумента "Знамя Победы" (скульпторы Ю. Л. Чернов и О. С. Кирюхин) и Парка Победы. Авторы выполняли социальный заказ: монумент должен был представлять собой символическую фигуру, олицетворяющую народ-победитель, осененную знаменем с рельефным портретом В. И. Ленина.
Концепция оказалась чересчур банальной. На проект монумента вновь был организован конкурс, продолжавшийся пять лет. 29 августа 1991 года жюри отдало предпочтение скульптору М. К. Аникушину (в центре композиции- 6-метровая скульптура Родины-Матери). Архитектурную часть проекта после смерти А. Т. Полянского возглавил В. А. Будаев. Однако и этот проект не был осуществлен. В 1992 году скульптурные работы возглавил 3. К. Церетели.
247 Идея также не новая, но воплощенная как в духе современности, так и в духе уважения к прототипу. "Колонны" (38 парных) представляют собой скорее облегченные пилоны со стилизованными навершиями ("капителями") с геральдическими изображениями.
В центральном, купольном помещении второго этажа расположен зал Славы, на стенах которого написаны золотом имена всех Героев Советского Союза, получивших это звание за подвиги в Великой Отечественной войне. На стенах боковых галерей - имена полных кавалеров ордена Славы.
Вокруг зала Славы расположены музейные залы, экспонаты которых воссоздают историю Великой Отечественной войны. В настоящее время большинство экспонатов - печатная продукция, фотографии, газеты. Многие материалы предоставлены Государственным историческим музеем и Музеем Вооруженных Сил из своих фондов. Комплектование фондов нового музея - задача не одного последующего десятилетия.
В верхнем этаже расположена картинная галерея; в нижнем - зал Памяти со скульптурной композицией "Реквием" в центре, где экспонируется "Книга памяти павших" и шесть диорам на темы важнейших сражений Великой Отечественной войны ("Битва за Москву", "Блокада Ленинграда", "Сталинградская битва", "Курская дуга", "Форсирование Днепра", "Битва за Берлин"), исполненные мастерами Студии военных художников им. М. Б. Грекова.
248 Урна с прахом Г. К. Жукова покоится в кремлевской стене. Его именем в 1974 году назван один из московских проспектов: на нем установлен памятный знак в виде стелы с пояснительной надписью,
На здании Министерства обороны РФ установлена мемориальная доска (бронза, скульптор Ю. Г. Орехов, архитектор С. П. Хаджибаронов). В Москве есть еще два памятника Г. К. Жукову камерного масштаба: бюст на высоком постаменте- у станции метро "Каширская" (бронза, 1992, скульптор Ю. Г. Орехов); стоящая скульптурная фигура- на проспекте Маршала Жукова (бронза, 1995, скульптор Л. Е. Кербель; это копия памятника, установленного в городе Ирбите).
249 После первого конкурса на лучший проект, проведенного в 1991 году, в котором победил скульптор В. X. Думанян, работавший в свое время над портретом маршала с натуры (архитекторы А. В. Степанов, Г. В. Макаревич), памятник было решено установить на Смоленской площади. С градостроительной точки зрения этот вариант размещения памятника в непосредственной близости от громады высотного здания был не самым выигрышным.
Впоследствии, когда решено было отказаться от этого проекта, не вызвавшего общественной поддержки, появилась идея об установке памятника на Красной площади, у Исторического музея, горячо поддержанная ветеранами войны. Параллельно рассматривалась возможность включения монумента Г. К. Жукову в мемориальный комплекс Победы на Поклонной горе. Эта идея была отвергнута, прежде всего, в связи с тем, что, по общему признанию, памятник маршалу должен был иметь вполне самоценное художественное значение. Вариант с Красной площадью не был утвержден ЮНЕСКО (как известно, Красная площадь и Кремль включены в перечень особо важных художественных объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО, и любое изменение их облика требует соответствующего утверждения). Вариант Манежной площади изначально рассматривался как запасной и в результате оказался единственно возможным.
250 Проект осуществлен после смерти скульптора, при участии Д. В. Дронова и Ю. Г. Орехова, а также художника Б, А. Мессерера.
251
Память В. С. Высоцкого увековечена мемориальной доской на Малой Грузинской улице,
28 (1988, скульптор А. И. Рукавишников, архитектор И. Н. Воскресенский). В Москве
работает Государственный Центр-музей В. С. Высоцкого.