В композиционно-повествовательном ключе решен памятник знаменитому детскому врачу, одному из основоположников отечественной педиатрии Н. Ф. Филатову. Двухфигурная бронзовая композиция установлена в 1960 году в сквере на Большой Пироговской улице, неподалеку от Института акушерства и гинекологии141.
В. Е. Цигаль изобразил врача со всеми атрибутами профессии в момент осмотра больного ребенка. В маленьком обнаженном тельце, прижавшемся к его руке, как бы сконцентрировались боль и скорбь, доверие и надежда - вечные понятия, неизменно связанные с образом врача. Он интерпретирован скульптором символически; повествовательное начало сочетается в произведении со сдержанностью композиционных и пластических выразительных средств; в целом же образную концепцию памятника следует воспринимать как воплощение идеи покровительства и высокой ответственности Человека по отношению к растущему поколению. Вновь образ конкретной личности трансформируется в сим-волико-аллегорическую форму. Однако на сей раз речь идет об общечеловеческих нравственных ценностях, и художественные решения такого рода имеют многовековую традицию в истории мирового искусства.
Монолитность основной фигуры, вылепленной широкими открытыми плоскостями, гладкая четырехгранная тумба, на которой сидит ребенок, крупные, жесткие складки драпировки хорошо гармонируют со строгим кубическим гранитным постаментом, на котором высечена трогательная надпись: "Другу детей Нилу Федоровичу Филатову" (архитекторы Г. И. Гаврилов и Е. И. Кутырев).
В 1960 году скромным памятником-бюстом во дворе прежнего здания школы № 613в Большом Харитоньевском переулке была увековечена память Николая Алексеевича Некрасова142. Скульптор И. М. Чайков использовал иконографию пожилого поэта, предложенную еще И, Н. Крамским в портрете 1877 года (ГТГ). Собственно, и концепция образа здесь та же, что в знаменитом портрете: поэт представлен человеком мудрым, тонко чувствующим и глубоко страдающим, взирающим на жизнь с высоты ее понимания и драматического осмысления.
Бронзовое погрудное изображение удачно скомпоновано со строгим высоким гранитным постаментом на профилированном основании (архитектор А. А, Усачев). Общая композиция памятника очень гармонична, пропорционально стройна и пластически изящна.
К сожалению, на сегодняшний день это единственный в столице памятный знак, связанный с именем выдающегося поэта - гражданина143.
В 1961 году был, наконец, претворен в жизнь один из основных пунктов ленинского плана монументальной пропаганды - в самом центре Москвы на площади Свердлова (ныне Театральная) воздвигли памятник основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу.
Авторский коллектив под руководством Л. Е. Кербеля144 (архитекторы Р. А. Бегунц, Н. А. Ковальчук, В. Г. Макаревич, В. М. Моргулис) сумел найти совершенно оригинальное образно-пластическое решение, концепция которого основана на придуманном в свое время А. В. Луначарским эпитете: "Маркс - это монолитная глыба". Композиция памятника построена без традиционного разделения на скульптуру и постамент. Мощная полуфигура как бы вырастает из огромной 8-метровой и 160-тонной монолитной глыбы серого гранита. Правая сторона каменного основания имеет геометрически правильную форму, левая оставлена необработанной.
Скульптура, имеющая лишь самое общее, на уровне предметного узнавания, портретное сходство, необычайно пластически экспрессивна. Очень выразителен жест сжатой в кулак правой руки, опирающейся на символическую трибуну. Фактурные контрасты различным образом обработанных широких плоскостей придают поверхности скульптуры светотеневую насыщенность. Объемы нарастают книзу, создавая зрительный образ утеса, скалы.
Скульптор, обратившись к приему иносказания, сумел найти удачную связь между аллегорически трактованным портретным изображением и общей символической концепцией монумента. Любопытно, что на фасадной стороне основания высечены не имя и даты, но всемирно известная строка "Манифеста Коммунистической партии": "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Этот прием отражает высокую степень типизации, достигнутую в образе памятника, когда личность узнается по символическим признакам.
В этой связи лишними кажутся гранитные пилоны, стоящие по обе стороны памятника. На одном из них вырублены слова Ф. Энгельса, сказанные над могилой друга: "И имя его и дело переживут века". На другом - слова В. И. Ленина: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Кроме текстов на внутренних торцах пилонов вырублены контурные изображения эмблемы Советского государства - серпа и молота. Такая мно-гословность идет вразрез с лаконичной выразительностью самого монумента, не нарушая, впрочем, его образной цельности (пилоны пространственно, структурно и содержательно воспринимаются отдельно от основного объема).
Будучи чрезвычайно монументальным как по физическим параметрам, так и по стилю, памятник Марксу не только обозначает объемно-пространственную доминанту той части Театральной площади, что отсечена от сквера перед Большим театром лентой Охотного ряда, но и как бы заполняет собою ячейку открытого пространства между огромными каменными блоками гостиниц "Москва" и "Метрополь"145.
В 1962 году был сооружен важный объект мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года на Кутузовском проспекте. Здание, построенное по специальному проекту (архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов, инеженер - конструктор А. Г. Аврутин, под руководством архитектора В. Г. Гельфрейха) для экспонирования живописной панорамы "Бородинская битва" художника Ф. А. Рубо146, расположилось рядом с "Кутузовской избой" и братской могилой 300 воинов - участников Бородинского сражения147.
Объемно-пространственная структура здания определена его функциональной задачей: панорама, то есть картина, представляющая весь круг горизонта, должна размещаться для осмотра в круглом зале, имеющем в центре специальную обзорную площадку. Центральный круглый объем, в котором расположен панорамный зал, по высоте и форме резко противопоставлен боковым крыльям, представляющим собой вытянутые по фасаду прямоугольные блоки (в них расположены экспозиционные залы, где представлены другие произведения Ф. А. Рубо, исторические материалы и проч.). Главный цилиндр покоится на столбах, образующих с фасада подобие входного портика, с невысоким стилобатом, мотив которого по боковым фасадам развивают обходные открытые галереи. Все это придает внешнему облику здания особую эпическую монументальность.
Вместе с тем построенное из стекла и бетона, скромное и строгое
по формам, здание панорамы выглядит абсолютно современно, без малейшей претензии
на историческую стилизацию.