Одни из этих "коронационных" триумфальных ворот - Красные ворота, через которые Елизавета совершила торжественное шествие из Кремля в Лефортовский дворец, в 1753-1757 годах были заново отстроены в камне выдающимся русским зодчим Д. В. Ухтомским и дошли до XX столетия15. Сооружение имело очень пышный, помпезно торжественный облик, создававшийся ярким сочетанием красного цвета стен, белого ордерного декора, золота капителей, рельефов, яркой палитры фресок (15 больших картин, изображающих "царства" - Московское, Сибирское, Казанское и Астраханское, аллегорические сцены, гербы российских провинций, и 48 "эмблем" на пьедесталах) и портрета Елизаветы в солнечном ореоле; барочной ступенчатой дробностью объемов, вертикальным взлетом центральной башни, подчеркнутым венчающей фигурой трубящего ангела.
Архитектор разработал также ансамбль новой площади, создававшей возможность для кругового обзора памятника. В результате еще более усилилось впечатление монументальности и величественности постройки.
В память Полтавской битвы 1709 года, предрешившей исход кровопролитной Северной войны, утвердившей впервые в глазах Европы славу и мощь русского войска, по велению Петра 1, на его вклад и по его чертежам в 1713 году была воздвигнута церковь Иоанна Воина на Якиманке16. Церковь Иоанна Воина принадлежит к числу лучших произведений раннепетровской архитектуры; ее строителем, по всей видимости, является выдающийся зодчий того времени И. П. Зарудный. Им был использован традиционный принцип построения объема - "восьмерик на четверике", но трактованный таким образом, чтобы добиться единства и увеличения внутреннего пространства; композиция включает два восьмерика: нижний, стоящий на четверике, перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом, верхний завершается полукуполом.
Обильный внешний декор - пилястры, балюстрады, волюты, люкарны, разорванные карнизы - скрадывают членения объемов. Объемно-пространственная композиция и характер декора свидетельствуют о влиянии западноевропейской барочной архитектуры, а традиционное сочетание в цветовом решении красного с белым, контраст мощного и тяжелого основного объема с вертикалью восьмериков башни, причудливое единство парадности и простоты облика здания ставят церковь Иоанна Воина в один ряд с лучшими постройками древнерусского зодчества.
Эпоха классицизма в русской культуре стала временем глубокого изучения и усвоения принципов античной эстетики и идей французского просветительства. Творчество художников проникается пафосом прославления человека как венца природы, восхищением красотой человеческого тела, совершенством ума и силой чувств; его воодушевляют высокие гражданственные и патриотические порывы, сознание непреходящего значения искусства.
В этот период происходят существенные изменения в образной концепции и типологии мемориальных сооружений. Развивается скульптура, и в русском языке укореняются слова "монумент", "монументальный", часто, впрочем, по привычке заменяемые словом "здание" ("памятоздание").
Первый официальный государственный скульптурный монумент возникает в Петербурге (мы имеем в виду памятник Петру 1 работы Э.М.Фальконе, 1766-1778). Новая столица, естественно, стала средоточием новых художественных исканий.
Жизнь в Москве в XVIII столетии была, по существу, провинциальной, лишь периодически ее размеренный ритм был прерываем то страшной эпидемией "моровой язвы", коронационными торжествами. Политические события и волнующие коллизии придворной жизни были сосредоточены в Северной Пальмире, московское же дворянство, стремясь не отстать от новых веяний, усиленно обустраивало загородные усадьбы.
Сложился характерный тип поместья с парадным двором,
обрамленным флигелями и парком, в середине века - регулярным, с геометрической
планировкой, позднее, в 1770-1790-х годах, - пейзажным, в котором натуральный
рельеф и естественная растительность романтически сочетались с декоративной
скульптурой, уютными павильонами и беседками, памятными знаками в виде колонн
и обелисков. Такие миниатюрные памятники, сомасштабные садово - парковой
скульптуре, были чрезвычайно популярны на протяжении всего XVIII и даже в XIX
столетии.