Между тем, при всей ущербности образного решения, работа Томского, несомненно, несет в себе лучшие художественные достижения мастера: здесь есть простота и строгость композиции, контурная четкость и выразительность силуэта, конкретность пластической формы, обобщенной лишь в той мере, в какой это необходимо для выделения основного пластического мотива. Изящная, великолепно пластически проработанная и пропорционально выверенная фигура прекрасно сочетается со строгим высоким четырехгранным постаментом из черного полированного гранита (архитектор Л. Г. Голубовский).
В градостроительном отношении памятник, установленный в месте соединения Гоголевского бульвара и Арбатской площади, выполняет функцию некоей композиционной отметки, фиксирующей точку смены одной формы развития городского пространства другой119.
1 сентября 1953 года был открыт новый комплекс зданий Московкого Государственного университета им. М. В. Ломоносова на Ленинских горах (ныне - Воробьевы)120. В создании художественного облика "дворца науки" совместно с архитекторами и художниками принимали участие многие выдающиеся советские скульпторы. Коллектив, возглавляемый В. И. Мухиной, выполнил скульптурные фигуры сидящих юноши и девушки, установленные по сторонам широкой парадной лестницы главного корпуса. Многофигурный барельеф "Дружба народов" на портике его южного входа создала бригада Г. И. Мотовилова. Четыре фигурные группы на угловых выступах двух 27-этажных корпусов - работа коллектива скульпторов под руководством М. Ф. Бабурина. Скульптурные группы у портика университетского клуба создала бригада С. М. Орлова.
Комплекс МГУ представляет собой яркий пример ансамблевого понимания синтеза искусств, когда каждый из видов изобразительного искусства, объединенных общим тематическим замыслом, будучи в рамках конструктивной схемы подчинен архитектуре, тем не менее, выступает в самостоятельной роли, являясь носителем совершенно автономных и самозначимых художественных образов, объединенных общей темой.
Скульптурный ансамбль на Воробьевых горах образован 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания. Все они выдержаны в едином стилевом ключе и являются сугубо официальными, парадными портретными изображениями канонической типологии.
В центре большого партера, образованного главным, физическим и химическим корпусами, установлен памятник М. В. Ломоносову работы скульптора Н. В. Томского и архитектора Л. В. Руднева.
На цилиндрическом колоннообразном пьедестале из светлосерого гранита с широким карнизом-"капителью" и ступенчатым, круглым в плане основанием стоит бронзовая фигура первого российского академика. Ломоносов представлен молодым, образ его поэтичен, овеян романтическим настроением, портретен и в то же время чрезвычайно обобщен - это собирательный образ молодого ученого, символ стремления молодого поколения к знаниям.
Постамент украшен бронзовыми деталями: тремя профилированными поясами, охватывающими его цилиндрическую часть сверху и снизу, и доской-картушем, обвитой лаврами, с надписью: "Михаил Васильевич Ломоносов. 1711-1765".
Непосредственно перед зданиями химического и физического факультетов установлены памятники выдающимся русским химикам А. М. Бутлерову (скульптор 3. И. Азгур) и Д. И. Менделееву (скульптор А. О. Бембель) и физикам П. Н. Лебедеву (скульптор А. К. Глебов) и А. Г. Столетову (скульптор С. И. Селиханов)121. Они представляют собой сидящие фигуры пожилых мэтров, отлитые в чугуне, на кубических гранитных постаментах.
В аллее, расположенной со стороны Москвы-реки, в широком парадном партере с бассейном и называемой Аллеей ученых, установлено 12 скульптурных бюстов выдающихся деятелей отечественной науки и культуры: А. И. Герцена (скульптор С. Т. Коненков), В. В. Докучаева (скульптор И. В. Крестовский), Н. Е. Жуковского (скульптор М. Г. Манизер), Н. И. Лобачевского (скульптор Н. В. Дыдыкин), М. В. Ломоносова (скульптор И. И. Козловский), Д. И. Менделеева (скульптор М. Г. Манизер), И. В. Мичурина (скульптор М. Г. Манизер), И. П. Павлова (скульптор М. Г. Манизер), А. С. Попова (скульптор М. Т. Литовченко), К. А. Тимирязева (скульптор С. Д. Меркуров), П. Л. Чебышева (скульптор И. А. Рабинович), Н. Г. Чернышевского (скульптор Г. В. Нерода)122. Одинаково оформленные бюсты установлены на одинаковых гранитных постаментах, каждый из которых составлен из двух параллелепипедов, расположенных вертикальный на горизонтальном. Типология заимствована из арсенала надгробной пластики.
Нельзя не отметить торжественного, величественного облика Аллеи, назидательности ее образного содержания, пластического совершенства и выразительности портретов.
15 ноября 1954 года в сквере перед Московской консерваторией был торжественно открыт памятник величайшему русскому композитору П. И. Чайковскому. В этой последней монументальной работе В. И. Мухиной воплощен образ, интересовавший скульптора на протяжении многих лет123.
В 1945 году В. И. Мухина получила персональный заказ на создание памятника П. И. Чайковскому для Москвы. Творческий замысел, по ее собственным словам, состоял в том, чтобы "дать образ Чайковского в момент его творческого состояния, передать то внутреннее рождение звука и ритм, которые появляются в душе всякого большого композитора, ощущение еще не слышимого нами, но уже слышимого им мира звуков..."124.
Было проработано несколько композиционных вариантов. Первоначально предполагалось изобразить Чайковского дирижирующим стоя. Но, во-первых, дирижерская деятельность не была свойственна Петру Ильичу, а во-вторых, стоящая фигура с поднятыми руками как бы изначально несет в себе определенный "заряд" монументальности, требует для себя большого открытого пространства, обязательной возможности кругового обхода. Между тем место установки памятника было определено - маленький консерваторский дворик - сквер, и, прежде всего, это побудило Мухину пойти по пути "станковизации" монументального образа.
Чайковский изображен сидящим в кресле перед пюпитром с раскрытой нотной тетрадью. Правая рука с карандашом готова записать музыкальную фразу, левая - по-дирижерски отсчитывает ритмы ее звучания. Вдохновенно лицо, черты которого трактованы мягко и обобщенно, сохраняя при этом поразительное портретное сходство.
В целом поза несколько застыла, обращает на себя внимание пластическая
вялость фигуры. И вместе с тем в образе чувствуется скрытая, внутренняя, но
бурная динамика, характерная для состояния восприятия человеком волнующей его
музыки.