В 1972 году в Москве появилось еще несколько памятных знаков, связанных с историей 1920-х годов. Дело в том, что на этот год пришлось два юбилея: 55-я годовщина октябрьской революции и 50-летие создания пионерской организации.
Скульптурная композиция "Первые комсомольцы", установленная на бульваре Университетского проспекта, представляет собой две 4-метровые скульптуры из кованой меди, изображающие рабочего и красноармейца, на гранитном постаменте.
Обобщенные образы, пластически трактованные в духе "сурового стиля", очень точно передают настроение революционной эпохи. В боковые грани постамента вставлены отлитые в бронзе доски со стихотворными надписями, созданными специально для памятника поэтом А. Жаровым, одним из первых комсомольцев:
В первых боях за Советскую власть
Слава твоя, комсомол, родилась!
Пример героизма далеких времен
Со славою в новых боях повторен!
В целом композиция, хотя и не лишенная налета "официальности" и помпезности, свойственных "тоталитарному" искусству, вполне адекватно выражает тему и по уровню образного обобщения может быть поставлена в ряд со многими символико-аллегорическими монументальными композициями аналогичной художественной проблематики. Авторы - скульптор Ю. Г. Нерода и архитектор Е. Н. Стамо.
Единственным в своем роде является памятник литературному герою, кумиру многих поколений мальчишек и девчонок - "Мальчишу-Кибальчишу".
Пятиметровая бронзовая скульптурная композиция на гранитном постаменте стоит у главного входа в Московский городской дворец творчества детей и юношества на Воробьевых горах.
Бегущая хрупкая фигурка мальчишки в развевающейся на ветру буденовке, с отцовской саблей в одной руке и с горном в другой, четким контуром читается на фоне неба. Пластика фигуры и сам образ пронизаны глубокой внутренней динамикой, которая усиливается и порывистостью позы, и выражением лица с раскрытым в призывном кличе ртом, и развевающейся на ветру рубахой.
Автор, скульптор В. К. Фролов, в содружестве с архитектором В. С. Кубасовым, нашел и воплотил в художественно-пластической форме архетипический образ юношеской романтики, горячности, готовности к подвигу и верности идеалам174.
В 1970-е годы в Москве появился ряд памятников, представляющих собой многофигурные скульптурные ансамбли. Один из них посвящен выдающемуся советскому писателю А. А. Фадееву и установлен в 1973 году в центре Миусской площади (скульптор В. А. Федоров, архитекторы М. Е. Константинов и В. Н. Фурсов). На подиуме-площадке из гранитных блоков разместились три скульптурные композиции - бронзовая фигура писателя с книгой в руке, возвышающаяся на пьедестале из серого гранита, и две фигурные группы на темы его основных произведений- "Разгром" и "Молодая гвардия".
Сама фигура, застывшая в традиционно статуарной позе, с характерными портретными чертами, лаконичная и строгая по выразительности, могла бы представлять собой вполне банальный вариант "официального" монумента. Однако в сочетании с сюжетными композициями, чуть выдвинутыми перед ней на подиуме, как бы предваряющими ее, облегчающими и освежающими узнавание, она прочитывается совершенно по-иному. Перед нами в облике обычного человека предстает образ творца художественной реальности, персонажей которой мы воочию видим.
Такой прием "иллюстрирования" встречается в монументальной пластике, однако чаще всего, как мы помним, он ограничивается рельефными изображениями на постаменте. Здесь перед нами - полнофигурные скульптурные группы: слева от центральной статуи - две конные фигуры бойцов Гражданской войны, стоящие прямо на бронзовом плинте без постамента; справа- четыре юноши и девушка, воплощающие комсомольцев-подпольщиков - героев Великой Отечественной.
Композиции эти носят сугубо символический характер, поэтому бессмысленно связывать их с именами конкретных фадеевских персонажей. Они олицетворяют этапы истории нашей страны, запечатленные на страницах литературных произведений.
Фигуры выполнены в обобщенной пластической манере, без излишней детализации.
В целом, несмотря на многофигурность, скульптурные группы очень сдержанны по выразительности, ясно читаемы по символике и абсолютно закончены с точки зрения художественной формы. Каждая из них представляет собой самостоятельное произведение и могла бы существовать автономно; вместе с тем, установленные на едином подиуме, они составляют удивительно органичное композиционное целое.
Недостатком композиции является, пожалуй, чрезмерная рассредоточенность групп по площадке, что вызывает некоторые зрительные пропорциональные несоответствия (размера главной статуи - размеру других фигур)175.
Аналогичный прием "иллюстрирования" использовал Н. В. Томский в памятнике М. И. Кутузову на Кутузовском проспекте. Созданием этого памятника в 1973 году завершилось формирование большого мемориального комплекса, посвященного Отечественной войне 1812 года176.
Традиционная композиция конного монумента известна еще с античных времен. Кутузов изображен в парадном мундире со всеми полководческими регалиями; облик его - старого, грузного, израненного в сражениях человека - идеализирован в официально-торжественном духе. Однако главное в натуре великого полководца - его мудрость и вера в неистощимые силы своего народа, спокойное достоинство безусловного победителя - великолепно переданы в образе памятника.
На фронтальной стороне высокого гранитного постамента - надпись:
"Михаилу Илларионовичу Кутузову", и ниже: "Славным сынам русского народа, одержавшим
победу в Отечественной войне 1812 года". В этой строке памятной надписи как
бы сформулирована суть образной концепции монумента, основанной на глобальном
историческом обобщении: памятник полководцу трактуется как памятник всем известным
и безымянным героям эпопеи Отечественной войны 1812 года, то есть народу-победителю
в целом.