Памятник, сравнительно небольшой по размерам, помещенный на невысоком постаменте, хорошо вписывается в камерное пространство сквера. Он имеет фронтальную композицию, хотя безупречность пластической трактовки делает возможным его обзор с различных точек зрения.
Некоторая застылость фигуры и вялость позы, строгость и бесстрастность выражения лица выдают скорее традиционный пиетет перед образом национального пророка, чем несовершенство скульптурного мастерства (авторы памятника - азербайджанские скульпторы Г. и Э. Зейналовы, архитекторы Р. Аскеров и П. Алиев). Скульптура и памятник в целом пропорционально гармоничны, структурно и композиционно ясны.
Качество обработки камня и бронзы делает произведение внешне эффектным и эстетически значимым.
В конце 1980-х годов вывод советских войск из Афганистана, появление в средствах массовой информации многочисленных публикаций об Афганской войне дали толчок проникновению этой темы в изобразительное искусство, в том числе и в монументальное. Возникшие по всей стране в последние годы многочис-ленные памятники воинам-"афганцам" - это не монументы боевой славы; это мемориалы памяти павших, в определенном смысле - жертв, жертв политики тоталитаризма. Поэтому образный смысл этих памятников близок концепции надгробия.
15 февраля 1992 года был открыт первый в Москве памятник воинам - "афганцам" на Зеленом проспекте237.
Композицию работы скульптора В. Сидура можно было бы условно назвать "Православный реквием". Она состоит из трех стилизованных женских фигур в монашеских одеждах, со склоненными головами, тесно стоящих лицом друг к другу, образуя собой некую замкнутую (точнее, открытую лишь с одной - четвертой стороны) пластическую структуру. Внутри нее, благодаря тому, что в каждой фигуре на уровне груди сделано углубление в виде креста, образуется некая сакральная пространственная зона, как бы предназначенная для помещения реликвий. Низкий трехступенчатый подиум также имеет форму креста (авторы проекта установки - А. Позин и С. Тимофеев).
Как и большинство станковых произведений Сидура, скульптурная группа обладает особой пластической выразительностью. Она основана на монолитности объема, образованного гладкими, широкими, мягко сочленяющимися плоскостями, которые оформляют гибкую, текучую, подвижную физическую массу; на живописной красоте лаконичного контура и на контрастной игре светотеневых эффектов.
Символика этой композиции настолько всеобъемлюща, что отсутствие пояснительных надписей лишает ее всякой содержательной конкретности. Ее можно трактовать как некий архетип памятника - мемориальный знак вообще, образ человеческой памяти в ее христианском понимании.
С 1985 года в нашей стране 24 мая стал отмечаться День славянской письменности и культуры. В 1991 году праздник получил официальный статус. В ознаменование этого события в 1992 году площадь в центре Москвы была названа Славянской238. На ней, в начале Ильинского сквера, ведущего к Политехническому музею и памятнику героям Плевны, была установлена монументальная скульптурная композиция, посвященная памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия - великих просветителей, создателей славянской азбуки.
Работа скульптора В. М. Клыкова исполнена в традициях русской классической пластики XIX века с отдельными элементами псевдорусской стилизации (в декоре постамента). Каноническая, "иконописная" композиция представляет застывшие в строгих предстоятельных позах, очень пластично, объемно трактованные фигуры святых в простых монашеских одеяниях. История не сохранила описания их внешности, и скульптор пошел по пути образно-символического обобщения, обратившись как к источнику к русской иконе.
Здесь мы впервые встречаемся с ситуацией, когда скульптурный монумент отчасти принимает на себя функцию храма-памятника: неугасимая лампада, теплящаяся здесь, крест в центре композиции делают его объектом не только мемориального, но и культового поклонения239.
Установленный на невысоком постаменте посредине архитектурно оформленной площадки-террасы240, общим своим контуром как бы вписанный в форму иконного ковчега, памятник представляет собой некое подобие миниатюрного храма, стройная пропорциональность и лаконично-изысканная эстетика которого сродни великим произведениям древнерусского зодчества (автор архитектурной части проекта- Ю. П. Григорьев).
В непосредственной близости от Кремля, по соседству с древнерусскими памятниками - церквами "Всех святых" на Кулишках (XIV-XV века) и Троицы в Никитниках (XVII век), сложился своего рода мемориальный комплекс, посвященный славянскому этносу - его великой культуре (памятник Кириллу и Мефодию) и его героике - стойкости, свободолюбию, независимости (памятник героям Плевны).
В 1993 году был сооружен памятник выдающемуся русскому поэту А. А. Блоку на улице Спиридоновке, недалеко от дома, где он жил241. Это последняя московская монументальная работа О. К. Комова (архитектор В. Д. Красильников).
Несмотря на камерные размеры скульптуры и постамента, образ памятника действительно монументален. Строгая поза прямо стоящей фигуры, ее контур, простой и четкий, благодаря тому, что формы скрыты длиннополым пальто с поднятым воротником, ее пропорциональная гармония и пластическая цельность в сочетании с выразительным, хотя и несколько обобщенным портретом, идеальная геометрия кубического постамента составляют классическую совокупность признаков изобразительной монументальности.
Удивительно, но в этом, повторимся - сравнительно небольшом по размерам, произведении художественный эффект основывается прежде всего на выразительности сочетания крупных пластических объемов, что особенно хорошо видно с дальнего расстояния.
При ближайшем рассмотрении на первый план выступает портрет: художник сумел передать характерное, известное всем по знакомым с детства фотографиям выражение внутренней тревоги, застывшее на лице поэта. Оно явно контрастирует со спокойствием позы, в которой лишь спрятанные в карманы руки, прижатые локти выдают состояние душевного волнения. Интересно, "прочитывая" произведение, понять, что скульптор отнюдь не стремился привязать свою концепцию к месту установки памятника: Блок жил в Москве недолго, молодым человеком, перед нами же образ как бы вневозрастной: это портрет конкретного лица и символ творчества, пришедшегося на череду сменяющих друг друга "потрясений" первой четверти IX века.
В октябре 1994 года в рамках программы культурных связей между Москвой и Дюссельдорфом произошел обмен дарами - скульптурными бюстами великих писателей: Москва подарила немецкому городу бронзовый портрет А. С. Пушкина (работы Ю. Л. Чернова), Дюссельдорф российской столице - бюст Генриха Гейне, отлитый с оригинала работы А. Фрише (1897). Последний был торжественно установлен во внутреннем дворике Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино.
Романтизированный облик, импрессионистическая легкость трактовки бронзовой поверхности бюста вполне соответствуют свободолюбивому, экспрессивному характеру творчества поэта.
Небольшой по размерам, фактически станковый бюст масштабно вполне соответствует уютному дворику с фонтаном и скамьями для отдыха.
На фоне камерных, в большинстве
своем, памятников последних лет ярко выделяется типологически уникальный для
Москвы монумент, сооруженный в 1994 году на Трубной площади, при выходе
с Цветного бульвара, и посвященный сотрудникам органов внутренних дел - "солдатам
правопорядка", погибшим при исполнении служебного долга.