С 1950-х годов в художественном облике нашего города все большую роль начинают играть мемориальные доски. Становится традицией отмечать установкой мемориальных досок памятные даты, связанные с историческими событиями и жизнью знаменитых людей. С этого времени практика сооружения мемориальных досок стала носить массовый характер - ежегодно их появляются десятки. И тогда же сформировалась типология этих миниатюрных памятных знаков - значительно более разнообразная, чем это может показаться на первый взгляд.
Примечательно, что возможности для создания оригинального художественно-образного решения в мемориальной доске во многом определяются уже ее типом. Предпочтение отдавалось скромной доске из гранита с лаконичным текстом и накладным бронзовым барельефом головы, чаще профильным: А. М. Васнецову (1956, скульптор М.Л.Петрова), Н. В. Гоголю (1952, скульптор Е. А. Рудаков), В. Г. Белинскому (1955, скульптор Е. А. Рудаков), В. Г. Короленко (1954, скульптор С. 3. Мограчев), П.П. Кончаловскому (1959, скульптор С.Т.Коненков, архитектор Л. Н. Кулага), И. Д. Шадру (1958, скульптор И. А. Рабинович, архитекторы Г. И. Гаврилов, Е. И. Кутырев), Р. М. Глиэру (1957, скульптор И. Л. Слоним, архитектор А. Б. Борецкий), И. О. Дунаевскому (1956, скульптор П. В. Данилов), А. П. Довженко (1957, скульптор Н. П. Гаврилов, архитектор Ю. В. Щуко), В. И. Качалову (1959, скульптор А. Е. Елецкий), В. И. Немировичу-Данченко (1958, скульптор Н. П. Гаврилов, архитектор И. В. Шервуд), С. С. Прокофьеву (1958, скульптор М. Л. Петрова), И. Д. Цветаеву (1959, скульптор И. А. Касяненко), С. И. Вавилову (1955), И. М. Сеченову (1955), В. П. Чкалову (1955, скульптор Н. Е. Саркисов), Г. Димитрову (1955, скульптор Д. Д. Стреляев), В. Д. Бонч-Бруевичу (1957, скульпторы Б. Д. Королев, П. В. Данилов), и др. Доски этого типа выполнялись и из одного материала - гранита: Н. Д.Зелинскому (1958, скульптор И. В. Крестовский, архитектор Д. К. Навалишин), Д. Н. Анучину (1957, скульптор П. В. Данилов), В. В. Вересаеву (1956, скульптор П. В. Данилов), М. Н. Ермоловой (1953, скульптор И. П. Жарен-ков), А. И. Герцену (1957, скульптор П. В. Данилов), А. Д. Дикому (1957, скульптор Д. Д. Стреляев), С. М. Эйзенштейну (1958, скульптор А. Н. Костромитин), А. С. Голубкиной (1957, скульптор Е. Ф. Белашова); бронзы: С. П. Боткину (1959, скульптор Н. И. Нисс-Гольдман), С. Т. Аксакову (1959, скульпторы М. Т. Климушина, В. М. Шишков, архитектор И. Н. Андрианов). Они носят в большинстве своем сугубо официальный, выдержанный характер; барельефы имеют лишь самое общее портретное сходство; в некоторых случаях их дополняют символические изображения характерных атрибутов. Встречаются, впрочем, и среди них уникальные художественные решения. Например, пышная, парадная, перегруженная декоративными деталями, очень большая по размеру доска А. В. Неждановой (1956, архитектор И. В. Жолтовский, скульптор И. А. Рабинович) - из мрамора, на резной консоли с барельефом в картуше, украшенном цветами, лентами и заключенном в резную рамку.
Другим наиболее распространенным типом мемориальной доски стал текстовой (то есть без скульптурного изображения), иногда включающий в композицию отдельные символико-алле-горические детали - атрибуты профессии и т. п. Таковы доски, посвященные В. М. Васнецову (1959), М. Ю. Лермонтову (1954), А. П. Чехову (1954, архитектор Л. А. Ястржембский), Ф. М. Достоевскому (1950), Л. В. Собинову (1950, архитектор Л. А. Ястржембский), Н. Е. Жуковскому (1950), С. А. Чаплыгину (1950, архитектор Л. А. Ястржембский), Н. П. Чижевскому (1954).
Тогда же появилось несколько досок композиционно-повествовательного типа, то есть с рельефным изображением нарративного свойства. Историческим событиям посвящены две доски в память революционных боев 1917 года: на Большой Никитской, 23/9 (скульпторы В. М. Терзибашьян и Е. Ф. Мартыненко, архитектор А. К. Арутюнов), и на Пречистенке, 7 (скульпторы Л. В. Воробьев, В. Г. Григорьев), обе с изображением баррикад, вооруженных людей, ведущих бой, знаменосца и т. п. С именами выдающихся людей связана мемориальная доска в Глинищевском переулке, 6,- на доме, где в 1829 году встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (скульптор М. И. Мильбергер), представляющая фигуры двух беседующих поэтов на фоне декоративного рельефа.
Живописные и многословные, композиционно-повествовательные доски того времени далеки от монументальности формы. Их пространственное поле плотно заполнено разномасштабными изображениями. Кроме прочего, они снабжены пространными надписями, придающими композиции еще большую дробность.
Наконец, единственный пример скульптурной мемориальной доски того времени (т. е. доски, композиция которой включает объемное скульптурное изображение) мы встречаем в мемориальной доске Ф. И. Шаляпину (1957, скульптор А. Е. Елецкий). Мраморные доска и бюст артиста на фигурной консоли установлены в нише, отделанной серым гранитом, и образуют единую композицию. Бюст прекрасно пластически проработан и обладает большим портретным сходством, греша, пожалуй, лишь излишней романтизированностью облика певца.
В 1960 году, к 90-летию со дня рождения В. И. Ленина сооружен памятник ему в Лужниках, перед Большой спортивной ареной Центрального стадиона, носящего его имя. Эта работа М. Г. Манизера (архитектор И. Е. Рожин) малоинтересна в художественном отношении. Она представляет собой разработку ставшей традиционной андреевской иконографии "Ленин-вождь". Восьмиметровая бронзовая фигура в накинутом на плечи пальто, с непокрытой головой и кепкой в руке трактована очень обобщенно, без претензии на портретное сходство139.
Многократно тиражированный стереотип изображения Ленина здесь уже полностью утратил конкретно-личностное смысловое содержание, превратившись в своего рода знак-символ. Как бюст или портрет Ленина можно было в то время встретить едва ли не в каждом служебном кабинете и школьном классе, так статуя, бюст или монумент становятся непременным элементом антуража крупного общественного сооружения.
В том же году 15-летие Победы было отмечено установкой в сквере на Самотечной улице памятника выдающемуся полководцу Великой Отечественной войны Маршалу Советского Союза Ф. И. Толбухину (скульптор Л. Е. Кербель, архитектор Г. А. Захаров)140.
Несмотря на строгую выдержанность и монументальность композиции
(при относительно небольших размерах), внешнюю скованность позы, характерной
для официального парадного монумента, образ памятника лишен всякой формальной
представительности, исполнен достоинства, мужественности, простоты и трактован
прежде всего как портрет, со всеми подмеченными автором оттенками индивидуальности.