Империалистическая война и бурные революционные события надолго приостановили (а в большинстве случаев вообще прекратили) осуществление целого ряда монументальных проектов.
Символично, что последний памятник дореволюционной эпохи - Романовский обелиск, воздвигнутый в Александровском саду в 1913 году к 300-летию дома Романовых (архитектор С. И. Власьев), на котором были высечены имена представителей царствующей династии, стал основой одного из первых памятников революции64. Новый этап развития монументальной пластики был связан прежде всего с коренной переориентацией общественного сознания.
Несмотря на характерную для нашего времени неоднозначность оценок событий 80-летней давности, возьмем на себя смелость утверждать, что в революционном порыве тех лет были и дух подлинной романтики, и искренняя вера огромных масс народа в созидательность разрушения. Ни в коей мере не оправдывая политику, приведшую к утрате многих национальных святынь, гибели великолепных памятников, нельзя, справедливости ради, не сослаться на исторические аналогии - недаром историки в последнее время часто соотносят события нашего относительно недавнего прошлого со временами Великой французской революции. Изменения общественного сознания в результате политических катаклизмов неизбежно приводят к кризису в культуре, изменению идейной направленности и стилистики искусства. Новая эпоха в истории открывает новую эпоху в искусстве, а смена исторических вех - всегда драма.
Первый Декрет Совета Народных Комиссаров, касающийся вопросов искусства, гласил:
"Во ознаменование великого переворота, преобразовавшего Россию, Совет Народных Комиссаров постановляет:
1) Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
2) Особой комиссии из Народных Комиссаров по просвещению и имуществ республики и заведующего отделом изобразительных искусств при Комиссариате просвещения поручается, по соглашению с художественной коллегией Москвы и Петрограда, определить, какие памятники подлежат снятию.
3) Той же комиссии поручается мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработе проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции.
4) Совет Народных Комиссаров выражает желание, чтобы в день 1-го Мая были уже сняты некоторые наиболее уродливые истуканы и поставлены первые модели новых памятников на суд масс.
5) Той же комиссии поручается спешно подготовить декорирование города в день 1-го Мая и замену подписей, эмблем, названий улиц, гербов и т. п. новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России"65.
Декрет был утвержден 12 апреля 1918 года и содержал, как видим, два основных тезиса: разрушительный и созидательный, конструктивный. Если содержание первого списка формировалось идеологически и практические действия по этому пункту были ясны и понятны, то по второй части, также идеологически совершенно ясной, возникал целый ряд как концепционных, так и чисто технических проблем.
Вначале представления самого автора идеи монументальной пропаганды о ее реализации были лишь самыми общими: "Давно уже передо мной носилась эта идея, которую я вам сейчас изложу. Вы помните, что Кампанелла в своем "Солнечном государстве" говорит о том, что на стенах его фантастического, социалистического города нарисованы фрески, которые служат для молодежи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования, воспитания новых поколений. Мне кажется, что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же... Я назвал бы то, о чем я думаю, монументальной пропагандой"66.
Как политик и государственный деятель, Ленин видел главную цель монументальной пропаганды в распространении революционных идей по всей стране, в создании новых авторитетов. Отделом изобразительных искусств Наркомпроса был составлен список лиц, которым надлежало установить памятники: 67 - для Москвы, 40 - для Петрограда. В него вошли знаменитые революционеры, государственные и общественные деятели разных стран и эпох, философы, ученые, писатели, художники, композиторы и актеры.
Любопытно вычленить из этого списка имена деятелей культуры, чтобы понять, какова была сфера приоритетов, на какой преемственности должна была основываться, по мнению новых руководителей страны, культура первого в мире пролетарского государства. Выдающиеся просветители, писатели-демократы (Радищев, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Белинский, Чернышевский, Герцен, Огарев, Толстой), ученые-энциклопедисты (Ломоносов, Менделеев), художники-реалисты, композиторы-романтики... Становится очевидным, что монументальная пропаганда содержала в себе широкую образовательную программу, имевшую огромное значение в стране поголовной неграмотности.
Наиболее богат революционными памятниками оказался первый год советской власти - 1918-й. К годовщине революции было приурочено открытие 17 памятников и мемориальных досок.
Последние, наряду с агитационными надписями и иными настенными памятными знаками, были неотъемлемой частью плана монументальной пропаганды. Появление первых революционных надписей было связано с необходимостью замены прежних настенных памятных знаков (гербов, надписей, медальонов)67.
Один из ярких примеров - переделка
обелиска в Александровском саду, на котором вместо имен царей были начертаны
имена революционных мыслителей (архитектор Н. А. Всеволожский)68.
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного
обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей,
Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров,
Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен рельефным орнаментом, в
центре которого в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран,
соединяйтесь!".