Кроме того, он отвечал новым идеологическим задачам, - ведь в его основе лежала демократическая традиция передвижничества.
В традициях русской скульптуры XIX века выполнен памятник великому драматургу А. Н. Островскому. Сооруженный в 1929 году в ознаменование 100-летия со дня его рождения, этот памятник и поныне стоит у фасада Малого театра - "дома Островского"94.
Скульптор Н. А. Андреев удивительно тонко подметил и удачно воплотил суть образа гениального "бытописателя" русской жизни, показав Островского как бы в домашней обстановке, в теплом зимнем халате, уютно устроившимся в кресле с бумагой и карандашом в руках и погруженным в неторопливое раздумье.
Многие исследователи заметили, что Андреев заимствовал иконографию известного портрета А. Н. Островского кисти В.Г. Перова (1871, ГТГ). Однако жанровая трактовка не характерна для монументальной пластики, и перед скульптором стояла сложнейшая задача: сохранив интимный характер образа, найти для него нужную меру монументальности. Грузная фигура писателя, сидящего в глубоком массивном кресле, почти скрыта просторными складками халата. Чуть склоненная крупная голова ушла в плечи. Небольшая по размерам скульптура производит внушительное впечатление своей тяжеловесной массой, крепко опирающейся на низкий кубический постамент из черного гранита (архитектор И. П. Машков)95.
Памятник почти вплотную придвинут к стене. На ее гладком фоне он вырисовывается ясным, четко читаемым силуэтом. Плавные скругленные линии, очерчивающие сидящую фигуру без единого острого угла, создают ритм, перекликающийся с мерным шагом декоративных аркад здания. Великолепно соразмеренный пропорционально с постаментом и со зданием, ставший частью архитектурной композиции Театральной площади и выдержанный в стиле XIX столетия, памятник отвечает не только требованиям монументальности, но и градостроительным задачам. Он как бы вносит необходимый живой акцент в однообразный и скромный облик этой части площади, диссонирующей с великолепием Большого театра.
Сооружению памятника великому русскому драматургу предшествовали создание юбилейного комитета (14 мая 1922 года), специальное решение Совета Народных Комиссаров (13 марта 1923 года) и два конкурса, проведенные один за другим в 1923 и 1924 годах96.
Пятьдесят проектов, поступивших на рассмотрение жюри, указывали на массовый характер конкурса, что было типично для художественной жизни того времени. Конкурсная система стала тогда основой осуществления официальных программ в области монументального искусства.
В 1925 году (к 20-летию первой русской революции) был объявлен конкурс на проект памятника Н. Э. Бауману для Москвы, создание которого было предусмотрено планом монументальной пропаганды97. Закладка памятника состоялась в 1930-м, а торжественное открытие на Елоховской площади, переименованной в 1918 году в Бауманскую, произошло 31 октября 1931 года.
Статуя Баумана - одна из самых удачных работ скульптора Б. Д. Королева. Ученик С. М. Волнухина, он продолжал на протяжении 1920-х годов развивать импрессионистическую традицию русской дореволюционной скульптуры. При этом, став членом ОРС, Королев всячески стремился к реалистической форме, монументальному обобщению, образам выраженной социальной направленности (памятнику Н. Э. Бауману в его творческой биографии предшествовал монумент "Борцам революции" в Саратове, 1924-1925). В сущности, импрессионистические приемы - дробность формы, динамичная фактурная обработка поверхности, размытость силуэта, имитация одного материала в другом (в данном случае - камня в бронзе) - не помешали, но лишь способствовали созданию монументального образа.
Бронзовая поверхность статуи как бы вылеплена из мельчайших частиц материала, она словно вибрирует в свете и воздухе - "дышит". Каждая новая точка зрения придает новое выражение лицу и новое, едва уловимое, движение фигуре и тем самым вносит дополнительный акцент в психологическое содержание образа.
Рыхлая, родственная камню фактура статуи, статичность ее позы и упавшее с плеча пальто, которое превращается в некую абстрактную глыбообразную форму, "вырастающую" из гранитного постамента, неразрывно связывают скульптуру с основанием. Гранитный блок, в свою очередь, как бы утрачивает цельность и громоздкость - он испещрен надписями и покрыт многофигурными рельефами, а в верхней части сужающимися уступами тянется к статуе. Столь дробный по форме в разных своих частях, в целом памятник производит впечатление монолита, крепкого композиционного целого.
Можно сказать, что в этой работе Б. Д. Королеву удалось раскрыть секрет монументального обобщения и показать природу монолитности. Изображение конкретного лица (да к тому же еще и всячески поясненное вспомогательными изобразительными приемами) становится не просто обобщенным образом, типажом, но символом, дает пищу для ассоциативного осмысления. Метафоричность - вообще одно из важнейших качеств монументального искусства.
На лицевой стороне постамента вырублена надпись: "Николай Эрнестович Бауман. 1873-1905" и слова В. И. Ленина, сказанные им о Баумане: "Пусть послужат почести, оказанные восставшим народом его праху, залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма". На боковых сторонах постамента расположены три бронзовых барельефа, показывающих наиболее яркие эпизоды жизни революционера-подпольщика: первый посвящен исключительному по смелости побегу искровцев из Лукьяновской тюрьмы Киева, который был организован Бауманом; под ним - текст: "...Бауман был арестован в 1902 году по делу организации "Искры" и бежал из Киевской тюрьмы вместе с 10 товарищами"; на втором изображен узник в камере и высечен текст: "Н. Э. Бауман за активную революционную деятельность в Петербурге был арестован в 1897 году и находился в заключении 22 месяца в Петропавловской крепости"; на третьем показан момент, когда рабочие подхватывают своего товарища со знаменем в руках, предательски убитого из-за угла: "Убийство т. Баумана показывает ясно, что царский манифест 17 октября был ловушкой. Чего стоят все эти обещания свободы, пока власть и вооруженная сила в руках правительства".
Памятник Н. Э. Бауману - один из очень немногих государственных
монументов советского периода, совершенно лишенный внешней официозности, несущий
подлинно романтический образ революционера, созданный вне канонов творческой
фантазией художника.